НТЦ Подсвет

НАВИГАЦИЯ:




276-048-368
421-808-780 (отдел ОПС)

Статьи и обзоры:



Видеонаблюдение в игровом зале казино. Особенности и «подводные камни».



Арсентьев Михаил Юрьевич, генеральный директор НТЦ Подвет  

Журнал «Системы безопасности» №1 (73) 2007 г. www . ss . groteck . ru

Задача обеспечения безопасности казино весьма обширна. В данной статье даны рекомендации по оборудованию «сердца» любого казино, игрового зала, системой видеонаблюдения и аудиоконтроля. Разумеется, это лишь часть технических и организационных мероприятий по безопасности, которые обычно проводятся в казино.

Система видеонаблюдение в игровых залах казино коренным образом отличается от охранных систем наблюдения.

В обычной системе охранного телевидения (СОТ) главной задачей является регистрация факта проникновения злоумышленника в охраняемую зону и, как правило, тревожное оповещение охраны об этом событии. Проще говоря, если человек перелез через забор, на экране достаточно увидеть силуэт нарушителя. Далее, в идеальном случае, сработавший детектор движения регистратора выдаст сигнал тревоги, зуммер «разбудит» оператора или охранника для принятия мер по задержанию. В такой системе вполне допустимо, например, не различать цвета и не распознавать лица, главное - не прозевать прохождение объекта через охраняемую зону.

В казино ситуация принципиально иная. У системы видеонаблюдения в игровых залах охранная функция второстепенна, но есть две другие, несравненно более сложные задачи – тотальный контроль игрового процесса на столах и разоблачение возможных мошеннических действий посетителей и (или) сотрудников казино. Казино является «лакомым кусочком» для мошенников и воров, которые для осуществления своих планов могут применять самые современные технические средства, подкуп сотрудников и т. д. Известны случаи, когда мошенникам удалось вытянуть из казино миллионы, а про самые удачные «комбинации» мы, видимо, никогда не узнаем. Можно наверняка утверждать, что все достаточно давно существующие казино по многу раз подвергались атакам мошенников, и речь зачастую идёт о суммах, многократно превышающих всю стоимость системы видеонаблюдения. Кроме того, даже честный игрок может ошибиться и заявить, что выиграл, препутав, например, соседние поля. В этом случае наглядная демонстрация записи игрового процесса поможет погасить конфликт в самом начале и, что самое важное, сохранить лояльность клиента к данному казино.

Существуют 2 пути решения данных задач – установка над каждым столом 1-2 поворотных камер или установка над столами стационарных камер. В первом случае на каждого оператора видеонаблюдения должно приходиться не более 1-2 столов. Это должны быть люди, совершенно чётко представляющие себе не только смысл игры, но и возможные мошеннические приёмы игроков и собственных дилеров (крупье), они должны уметь оперативно принимать сложные и ответственные решения. Разумеется, найти столько специалистов, оборудовать рабочие места для них, и платить им соответствующую зарплату – задача не из лёгких, особенно для регионов. Поэтому в реальной жизни один оператор часто вынужден контролировать 3-5, а иногда и больше, столов одновременно (несмотря на все рекомендации), и для эффективного «разбора полётов» при конфликтных ситуациях просто необходима, как минимум, детальная запись каждого стола вне зависимости от действий оператора.

Задача решается установкой двух стационарных камер над каждым игровым столом с частично перекрывающимися полями зрения. Одна камера, как показывает практика, не дает возможности при просмотре архива уверенно различать значения карт или фишек на всей площади стола, а также контролировать колесо (на столах с рулеткой). На карточных столах для Блек Джека и Покера при «живом» наблюдении одна камера может «на пределе» распознавать номиналы карт, но при записи даже на самый качественный регистратор, разрешение неизбежно снижается, и при просмотре архива карты на дальнем конце стола «читаются» плохо. Установка поворотных камер в качестве основного средства контроля столов не только не обязательна, но на мой взгляд даже вредна – оператор может «наехать» в одну точку и безвозвратно утратить информацию с соседней области стола.

Распознавание карт (или фишек) происходит в весьма сложных условиях – свет от точечных светильников образует на глянцевых поверхностях карт сильные блики, а сам по себе уровень освещённости весьма невысок. Кроме того, часто красный цвет карт так тёмен, что даже человеческим глазом при определенном освещении и угле зрения воспринимается как чёрный. К «плюсам» можно отнести постоянство освещения и фиксированное расстояние до объектов наблюдения (в данном случае - карт и фишек).

Камера контроля столов должна хорошо отрабатывать блики, одновременно сохраняя изображение как в пересвеченных, так и в тёмных областях. Конечно, старой доброй аналоговой системе BLC (компенсация встречной засветки), с этим справится непросто. В бой идут камеры с мощными DSP на борту. Оптимальными, но и самыми дорогими являются телекамеры с попиксельной обработкой сигнала. В этом случае сигнал с каждого отдельного элемента изображения (пиксела) обрабатывается отдельно. Влияние соседних пиксел друг на друга минимально, что позволяет избежать «заплывания» и «столбов» на экране и расширить таким образом динамический диапазон. Зонная система обработки (когда сигнал обрабатывается отдельно с каждой группы пиксел) возникла в эпоху малоразрядных DSP, которые не могли ещё обрабатывать сигнал одновременно с каждого пиксела, и представляется немного устаревшей для данной задачи. Проблема в том, что размер каждой зоны довольно велик, в неё могут попасть области с разной освещённостью, например, блик от лампы и темный значок масти, и распознавание может не состояться.

Учитывая невысокий в целом уровень освещённости столов, нужно обратить внимание на чувствительность камеры – иначе, помимо снижения яркости и контрастности, изображение будет «шуметь», что приведет к невозможности эффективной цифровой обработки и сжатия, и, как следствие, значительным артефактам при просмотре записи. Из-за быстроты происходящего игрового процесса, для избавления от «смазов картинки» целесообразно зафиксировать электронный затвор в значении 1/500 секунды или ещё меньше. Это, к сожалению, ведет к ослаблению сигнала, снижению отношения сигнал/шум, и в каждом конкретном случае нужно искать некий приемлемый компромисс.

Важным моментом является выбор объектива. Обычно применяют варифокальные (для точной настройки поля зрения) объективы с ручной диафрагмой. Автодиафрагма в данном случае не нужна, так как освещённость столов постоянна. Разумеется, чем выше светосила объектива, тем лучше. Если позволяет чувствительность телекамеры, желательно немного прикрыть диафрагму объектива для увеличения глубины резкости.

Для уверенного различения карт и фишек телекамеры должны обладать помимо высокого разрешения (это само собой разумеется), ещё и отличной цветопередачей. В крайнем случае, допустимо немного исказить цвет, но обязательно надо, чтобы он отличался от цветов остальных фишек и карт.

Вообще, камера должна иметь максимум ручных настроек, таких как: баланс белого, электронный затвор, режимы работы DSP и другие. Это позволит настроить параметры изображения наилучшим образом в условиях данного зала, с его освещенностью, цветовой температурой осветителей, местами их расположения относительно телекамер и игровых столов, и т. д.

Скоростные поворотные камеры («спиддомы») в игровых залах казино служат в основном для противодействия мошенничеству и в качестве дополнительных инструментов контроля самого игрового процесса. Обычно поворотные камеры устанавливаются из расчёта 1 штука на 1-2 игровых стола и позволяют оператору детально рассмотреть действия любого игрока или крупье с 2-3 сторон одновременно. При выборе поворотной камеры, как и в случае стационарной камеры, важно помнить, что условия работы будут весьма непростыми и динамический диапазон камеры должен быть весьма широк. Разумеется, важна достаточная кратность изменения угла зрения трансфокатора (обычно не менее 20 крат, без учёта возможностей цифрового увеличения), наличие предустановок, позволяющих мгновенно возвращаться к просмотру наиболее ответственных зон, хорошая цветопередача, а также достаточная чувствительность и высокое разрешение ПЗС-матрицы. Достаточно сложная механика скоростной поворотной камеры должна работать быстро, чётко и надёжно. Оптимальным здесь будет выбор серьёзного, «брэндового» продукта, хорошо зарекомендовавшего себя на рынке.

Учитывая постоянный уровень освещённости и огромное значение цвета объектов, не обязательно применять камеры «день-ночь», переходящих в чёрно-белый режим при низком уровне освещённости. Это относится и к стационарным, и к поворотным видеокамерам.

Рядом с каждой телекамерой следует поставить микрофон. Звуковое сопровождение очень поможет при возможных разбирательствах и придаст бо льшую достоверность видеоматериалу. Тем более, стоимость микрофонов составляет около 1-2% от стоимости камер и не слишком увеличивает смету. При установке микрофона нужно придерживаться обычных правил:

обеспечивать минимальный акустический контакт с потолком посредством, например, оборачивания микрофона с усилителем в поролон,

по возможности максимально удалить или акустически изолировать микрофоны от систем кондиционирования и вентиляции,

настроить чувствительность всех микрофонов на средний уровень, чтобы не перегрузить аудиовход регистратора и не перенастраивать каждый раз громкость аудиоколонок при переключении с канала на канал.

 

Пришла очередь рассказать о средствах регистрации и вопроизведения.

За последние 5 лет произошёл практически полный переход отрасли на цифровую видеозапись. Найти сейчас профессиональный S-VHS видеомагнитофон и кассеты к нему непросто даже в Москве. Поэтому рассмотрим два других, наиболее часто применяемых варианта – видеорегистраторы Stand Alone, и многоканальные компьютерные системы регистрации.

Запись игрового процесса в казино идёт постоянно, поэтому детекторы движения практически не используются. Это позволяет применять Stand Alone или аппаратные PC-based DVR с максимальным разрешением и частотой записываемых кадров, но с не самыми совершенными детекторами. Любое мультиплексирование и «квадратирование» в данном случае совершенно недопустимо.

Многоканальные, например, 16-канальные Stand Alone регистраторы с синхронной записью звука по каждому каналу и записью видео в режиме Real Time с разрешением D1 (полный кадр) крайне редки (мне таковые не известны). Поэтому большую популярность приобрели одноканальные регистраторы, специально разработанные для замены S-VHS магнитофонов. Высокое разрешение, запись звука и возможность интегрирования в сеть делают эти DVR неплохой альтернативой компьютерным системам. Основным недостатком одноканальных регистратором является высокая (свыше 30 000 рублей) цена и большие габариты при записи нескольких десятков видео- и аудио- сигналов.

Компьютерные системы записи на платах с аппаратной обработкой сигнала позволяют записывать 16-32 канала видео в режиме Real Time/D1 с синхронным аудио по каждому каналу на один видеосервер. Разумеется, системы на платах с программной обработкой сигнала не справляются с обработкой такого объёма информации и их можно использовать только если количество каналов не превышает десятка. При выборе системы следует обратить внимание на возможность подключения к серверу нескольких мониторов, ведь 32, и даже 16 изображений – это слишком много для одного оператора и слишком мелко для одного монитора. Помимо серверов, рекомендуется установить некоторое количество клиентских рабочих мест, чтобы на 1 экран монитора (с диагональю не менее 19 дюймов) не приходилось более 9-ти, а лучше 4-х «картинок» одновременно. Стационарные камеры с одного игрового стола надо разместить рядом так, чтобы получалась единая картина.

Управление поворотными камерами удобнее всего осуществлять с пультов управления, связанных с мониторами через матричный коммутатор. Даже если цифровая система наблюдения позволяет управлять «повороткой» из программы, «родной» джойстик всё равно намного удобнее, да и качество аналогового сигнала до оцифровки выше. Возможность одновременной работы нескольких пультов и мониторов, практически полное отсутствие сбоев и «зависаний» позволяет в этом случае сохранять в основном контроль над игровым залом даже при повреждении или сбое в работе видеорегистраторов, компьютерной сети, и т. п. Видеосигнал на DVR подаётся непосредственно со сквозных выходов матричного коммутатора, без каких-либо усилителей-распределителей.

Особо надо отметить необходимость защиты системы видеонаблюдения от повреждений как случайного, так и злонамеренного характера.

Для защиты от перепадов и бросков в сети нужно использовать источники бесперебойного питания UPS для всех компонентов системы. Они должны обеспечивать как минимум 10 минут автономной работы всего комплекса и выдавать при этом синусоидальное напряжение заданной амплитуды 220В, на которое и рассчитана аппаратура.

Компьютерная сеть системы видеонаблюдения должна быть совершенно отдельной, несвязанной с общей сетью здания. Все элементы системы, включая сетевые коммутаторы и кабельное хозяйство, должно быть надёжно защищено и недоступно для злоумышленников. Для контроля и протоколирования действий операторов можно установить 1-2 телекамеры с микрофонами в помещении CCTV, при чем у самих операторов не должно быть полномочий для работы с этими камерами.

Разумеется, даже самая лучшая система видеонаблюдения не принесёт результата без комплекса организационных мероприятий по составлению чётких инструкций и списка прав и обязанностей всех сотрудников СБ – от  оператора CCTV до охранника, с их обязательным обучением и тренингом. Кроме того, помимо игрового зала, необходим видеоконтроль кассы, зоны “reception”, коридоров и комнат отдыха, а также прилегающей к входу уличной территории и автомобильной стоянки. Это достаточно типовые, знакомые каждому инсталлятору задачи.

В заключении хочется отметить, что именно казино будет по-видимому в перспективе основным потребителем мегапиксельных сетевых камер. Более высокое разрешение позволит уверенно контролировать одной камерой целый игровой стол во всех подробностях, а изначально цифровой сигнал избавит от неизбежных ныне потерь качества изображения при «оцифровке».





НТЦ Подсвет
г. Москва, Симферопольский проезд, д. 1
тел.: (495) 970-46-86
e-mail: info@podsvet.ru  ресурсы
ИК подсветка | Видео | ОПС | Оповещение | Домофоны | СКУД | Блоки питания и т. п |
Производство ИК подсветки | Поставка оборудования | Монтаж | Видеонаблюдение в казино | Пультовая охрана | Обслуживание | Статьи и обзоры |